«Памяти Александра Абдулова»
Ведущие:Александр Плющев,
Ирина Меркулова |
|
|
Дата публикации: 03 Января 2008 г. |
АЛЕКСАНДР ПЛЮЩЕВ: На связи сейчас народный артист России, лауреат Государственной премии, актёр театра «Ленком», Александр Збруев. Здравствуйте!
АЛЕКСАНДР ЗБРУЕВ: Здравствуйте.
А. ПЛЮЩЕВ: Вы в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы». Мы просили бы вначале сказать несколько слов об Александре Абдулове, о том, каким он был человеком, каким партнёром по сцене, поскольку Вы играли вместе с ним.
А. ЗБРУЕВ: Знаете, в нескольких словах не скажешь о Саше. Будь я писателем, я бы наверняка написал о нём книгу, огромную книгу – о том, как он жил, как он переживал, как он работал, как он общался со своими друзьями, товарищами. Он был замечательным другом, замечательным, прекрасным артистом.
Он пришёл в театр, на четвёртом курсе учась в ГИТИСе, и сыграл центральную роль в «В списках не значился», и началось его движение вперёд. Ему всегда было всего-всего очень мало. Он обладал такой необыкновенной энергией, фантазией, что всё, что предлагалось ему, это было недостаточно.
И в последние дни своей болезни он читал сценарии, которые ему приносили, потому надеялся, что…. – и все мы надеялись – что жизнь будет продолжаться. Но смерть не согласовывает время жизни. И сегодня такой день – и голубое небо, и солнце, и всё вместе – и праздник, и несчастье - несчастье, что мы потеряли такого замечательного, великого артиста, которого мы очень, очень любим.
Я даже не знаю, не представляю, как театр будет жить без него. Мы его любим, и он всегда будет в нашем театре. Он, может быть, никогда не войдёт в него, в этот театр, но то, что он никогда не выйдет из него, это точно.
ИРИНА МЕРКУЛОВА: Скажите, пожалуйста, Александр, а сегодня будет спектакль в «Ленкоме»?
А. ЗБРУЕВ: Сегодня будет в театре спектакль «Юнона и Авось», где он был первым исполнителем, играл замечательно. И вообще, всё, что он играл в театре, это всегда было заметно и прекрасно, замечательно. И зрители ходили «на Абдулова». Я думаю, что перед началом, по всей вероятности, Марк Анатольевич [Захаров] выйдет и скажет слова об Александре – обязательно.
А. ПЛЮЩЕВ: Александр, скажите, пожалуйста – Вы же играли вместе, и, видимо, не в одном спектакле. Мы то, зрители, видим всё снаружи – и кинозрители, и телезрители, и зрители в театре. А Вы видели [его] с другой стороны. Расскажите об этом, пожалуйста, каким был Александр Абдулов на сцене с другой стороны.
А. ЗБРУЕВ: Ну, знаете, он был очень непредсказуемым человеком. И когда мы репетировали – может быть, получалось что-то совсем другое, чем получалось в результате, потому что всегда вмешивался в процесс со своей фантазией. Фантазия у него просто необузданная. Он фантазировал так много и так по делу, что порой в сценах, в спектаклях – да и порой спектакль приобретал какое-то другое звучание, благодаря ему, потому что… вот так непредсказуемость и то мгновенное рождение во время процесса – оно всегда было очень действенным.
И. МЕРКУЛОВА: А это трудно было – с ним работать?
А. ЗБРУЕВ: Нет, Вы знаете, никогда не было трудно с Сашей работать. Во-первых, он импровизировал очень здорово и импровизировал не в пользу себя, в пользу всех присутствующих в этой сцене. И его импровизация доставляла большое удовольствие, потому что рядом с ним начинаешь по-другому играть, по другому действовать. И даже спектакль, который шёл уже какие-то многие годы – мы играли «Школу для эмигрантов» вместе с ним, очень много и часто играли – но, пусть это был пятидесятый спектакль, но каждый раз – по-новому, каждый раз – заново, и каждый раз – какие-то новые и новые импровизации. И такое ощущение, что мы играли этот спектакль впервые.
И. МЕРКУЛОВА: Скажите, а у Вас есть какое-то самое яркое воспоминание, связанное с Абдуловым?
А. ЗБРУЕВ: Самое яркое воспоминание, связанное с Абдуловым, это любая роль, которую я видел на сцене или даже в тех, может быть, дурацких, многосерийных фильмах – всё равно он звучал как личность. Он был штучный, он был единственный. Сейчас искусство приобретает какую-то такую массовость, а он – штучный, он – единственный и неповторимый. И всегда производил большое впечатление.
А. ПЛЮЩЕВ: Я помню, что Вы вместе играли и в кино – мне сразу вспоминается фильм Сергея Соловьёва «Чёрная роза – эмблема печали, [красная роза – эмблема любви]» [1989], где вы даже, насколько я помню, даже бьёте Александра Абдулова – там есть такой эпизод.
А. ЗБРУЕВ: Да, да… Несоответствие… несоответствие тому… Саша, он очень высокий… Ну, Серёжа Соловьёв так вот решил, что, в этой сцене такой тип, даже не драки – я даже не знаю, как это назвать…. Но мы с ним снимались не только в этой картине – мы снимались с ним вместе в «Шизофрении» [1997] у Виктора Сергеева. «Шизофрения» очень хорошо прошла по экранам. И, кстати, они были очень большими друзьями с Виктором Сергеевым, который тоже умер от рака, и ему очень-очень помогал в своё время выжить и жить – Саша Абдулов.
Мы снимались с ним в какой-то итальянской картине, в картине израильской снимались. Немножко мы ему помогали – и Олег Янковский, и я, и [Александр] Лазарев, и [Светлана] Немоляева – в спектакле [фильме] «Бременские музыканты» [2000, его режиссёрская работа], который очень многие видели на экранах. Но всегда общаться с ним – это большая радость, просто большая радость.
А. ПЛЮЩЕВ: Спасибо Вам! Это Александр Збруев, народный артист России, примите наши соболезнования.
А. ЗБРУЕВ: Да, да… Что говорить… Я вам желаю всего самого доброго, и я думаю, что его не забудут. Он всегда будет с нами. И зрители, которые хоть раз видели его в той или иной работе, он навсегда останется с ними вместе. Всего вам доброго.
И. МЕРКУЛОВА: Спасибо!
А. ПЛЮЩЕВ: Всего Вам доброго! До свидания! Как сказал сегодня Эммануил Виторган, Александра Абдулова не будут вспоминать, его будут помнить. Давайте будем помнить и мы.
|