Александр ЗБРУЕВ: "Современные сериалы напоминают мне очередь за пивом"
Автор:Денис Лобков |
|
|
Дата публикации:26 февраля 2003 г. |
Не верится, что ему за шестьдесят. Народный артист Збруев активно снимается
в кино и играет в театре. Владеет рестораном "ТРАМ" и скоро откроет второй.
Поклонницы просят у него автограф и провожают до дома. В конце концов,
Александр Викторович просто замечательно выглядит. Но при этом утверждает, что
актер не может быть счастливым и все хорошо никогда не будет. Может, лукавит?
- Александр Викторович, правда ли, что вы отказались выходить на сцену,
когда начались военные действия США в Ираке?
- Да, действительно, был такой момент, за который мне пришлось поплатиться.
Просто когда я предложил своим коллегам отказаться от выступлений, чтобы
поддержать антивоенную компанию, нашлись непорядочные журналисты, которые
написали, что я сделал это в рекламных целях, чтобы привлечь внимание к себе, к
своей работе. То есть люди даже не удосужились поразмыслить над тем, нужна ли
она мне, эта реклама? Я просто сторонник мирных решений конфликтов в любых
ситуациях, я категорически против войны. Но люди вот так все взяли и
перевернули...
- Но ваши попытки возымели какие-то действия?
- Нет, к сожалению. Просто отменять спектакли многим людям было невыгодно. И
я один не мог противостоять той глыбе, которая накатилась. Но, думаю, если бы
угроза стояла не перед народом Ирака, а перед нами, нашей страной, действия мои
и моего окружения были бы более активными. Не дай бог, конечно.
- Если вы сейчас начнете говорить о любви к родине, у нас просто
патриотическое интервью получится...
- Да нет, я вообще считают, что я ничего глобального для нашей страны не
сделал. И смело заявляю об этом, в отличие от многих тех же политиков, которые
кричат, что они отдались целиком родине. Не верьте! Раньше я много мечтал. Я
столько мечтал, но все мечты превратились в прах. Родина нам недодала,
недоплатила, не отдала, зато столько забрала... Она в долгу не только перед
моими отцом и матерью, дедами. Уже сейчас она вся в долгах перед моими детьми и
перед праправнуками. Поэтому о какой любви к Родине может идти речь? Что любить
- березки, что ли? Зараженные реки, отравленную рыбу, кислотные осадки,
радиоактивные выбросы? Ведь все это тоже Родина!
К моему великому сожалению, Родина никогда не приносила мне большой радости.
От этого я и страдаю. В нашей стране нет даже особого отношения к таланту. У
нас его не растят. А если и встречаются истинно талантливые люди, то они быстро
забываются. Сколько уже забыто прекрасных режиссеров и актеров! Так что не
настаивайте, чтобы я сказал слово "люблю" в отношении нашей Отчизны.
В былые времена, возможно, политика в меньшей степени интересовала актеров.
Но сегодня в нашей стране с открытыми ранами живут практически все. И потому от
действительности не скрыться даже за кулисами театра.Хотелось бы, чтобы мы
наконец-то начали выздоравливать. Слишком уж много пороков в нашем обществе, в
нашей жизни. Пожелать ничего не могу - потому что не знаю что. Надеяться - это
тоже слова. Работать - бессмысленно. Все работают.
Не знаю. Может, это не наше время? Мы не вписываемся в цивилизацию. Не умеем
цивилизованно существовать. Надо идти вперед, а мы, как мне кажется, топчемся
на одном месте. Поэтому я и вздрагиваю по утрам, когда включаю приемник или
открываю газету.
- Но в нашей стране вы ощущаете себя комфортно?
- Нет.
- Ну хорошо. Но есть в этой стране уголок, где вам уютно?
- Есть. Машина. В авто, когда никого нет рядом, когда я один, я чувствую
себя прекрасно. Или когда я иду по Москве, без всяких планов и задач, при
погоде, которая мне приятна. Ну и уж совсем редко - когда я один дома, никого
нет, и я пытаюсь кулинарить...
- О, да вы любите готовить?
- Нет! Не умею и не люблю. Но иногда так бывает, что появляется желание
взять в руки кулинарную книгу, найти какой-нибудь рецепт и что-нибудь
изобрести. Правда, большинство моих проектов заканчиваются неудачно и уплывают
в глубины унитаза... Кстати, предвидя ваш очередной вопрос, в магазины я сам
никогда не хожу. Никогда! При виде очереди меня аж в дрожь бросает, так что это
не для меня. Меня не то, чтобы злит это... Меня бесит, почему все вдруг решили пойти в магазин тогда же, когда и я?!
- А что еще, кроме очередей, может вас разозлить?
- Чувство собственного бессилия. Когда понимаешь, что ничего не можешь
поделать - остается только прийти домой и выпить стакан водки. Но вообще я
непьющий.
- Александр Викторович, в последнее время все больше известных людей
заявляют о том, что не имеют друзей. Чаще возникают разговоры не о преданности,
а о предательстве. Почти невозможно уже представить ситуацию, чтобы кто-то
приехал к тебе ночью, потому что с тобой стряслась беда. Нынче, по-моему,
каждый в своей скорлупе...
- Когда-то всех своих товарищей в арбатском дворе я легко называл друзьями,
потому что знал: на них можно надеяться, они не предадут, это - моя защита.
Теперь у меня есть добрые приятели, коллеги, с которыми сложились хорошие
отношения. Но - не друзья. Актерская профессия ведь особенная. Здесь постоянно
возникает вопрос: "Почему он, а не я?" Здесь нормой становятся такие
человеческие качества, как самолюбие, ревность, честолюбие, тщеславие, даже
зависть. Обладая ими, сложно приобрести друзей. Мне, к слову, непонятны
разговоры о белой и черной зависти. Ерунда все это. Зависть, она и есть
зависть. Хотя, может, дело и не в профессии. Вы правы: сегодня каждый надеется
только на себя. Мы перестали доверять окружающим. Потом, нас всех (в частности,
мое поколение) так часто предавали, что я уже и не рассчитываю встретить
человека, который мог бы быть моим другом. К тому же с возрастом становишься
более требовательным к тем, с кем общаешься. Ждешь защиты, помощи, а часто
получаешь... равнодушие. Мне кажется, сегодня люди уже не ищут себе друзей.
- Может, нам просто свойственно кидаться в крайности? В школе учили: на
первом месте должны быть общественные интересы, а не личные. Теперь все
наоборот - люди поняли, что нужно жить для себя, для своей семьи.
- Ну, на меня-то это не распространялось, я ведь не был ни пионером, ни
комсомольцем. И всегда лучше чувствовал себя вне коллектива. Объединить с
кем-то из ребят меня мог спорт, футбольное поле, девчонки, за которыми мы
вместе ухаживали.
- Я понимаю, почему вас приняли и на следующий день исключили из пионеров,
понимаю, почему не были комсомольцем. Но почему стали невыездным? Ведь уже было
другое время.
- Да, времена были уже другие, но цензура-то осталась. Свободы слова еще не
было. Ты кем-то откровенничал, высказывал свое мнение, а те, от кого зависела
твоя карьера, не хотели этого терпеть. Я ведь очень сдержанно отношусь к своей
родине. Наверное, это чувствовалось.
- Вам не прощали ваших отказов вступить в КПСС?
- Конечно. А когда мне в очередной раз предлагали вступить "в ряды", я прямо
говорил: "Вам что, напомнить, как расстреляли моего отца? Или как сослали в
Рыбинск мать со мной, грудным ребенком, на руках?.. И вы думаете, после этого я
буду бороться за интересы коммунистической партии?.."
- Два других факта вашей биографии - отказ сотрудничать с КГБ и 7 лет
безработицы в Ленкоме - связаны по времени?
- Не помню. Но надеюсь, между ними не было ничего общего. Не хочется
говорить банальности о зависимости профессии, однако от того, видит ли тебя
главный режиссер в очередном спектакле, доверяет ли он тебе, хорошо ли к тебе
относится, зависит твоя судьба в этом театре. К слову, когда мне долго не
давали новых ролей, в Ленком приходили письма от поклонников, которые
спрашивали: "Почему не играете? Может, надо написать вашему главному?"
Смешно... Хотя многие талантливые люди погибли из-за того, что не играли или
играли совсем не то, что соответствовало их таланту. Но много и актеров средних
способностей, которые случайно забираются на самую вершину.
- Случай вообще-то много значит в вашей профессии?
- Значит. Если ты находишься в нужном месте в нужное время. И если ты к
этому случаю готов. Не верьте рассказам о том, что актера остановили на улице и
предложили главную роль в Голливуде. Так не бывает.
- Почему вы не ушли от Захарова, который 7 лет не видел вас в своих
спектаклях? Почему не попытались поискать счастья на стороне?
- Нет, ну, у меня был старый репертуар. Я снимался... Может, отчасти из-за
кино почти ничего не сыграл в театре. Абсурд! Работаю в театре 40 лет, а роли
можно пересчитать на пальцах. Были спектакли "Мой бедный Марат" Эфроса, "До
свидания, мальчики" по Балтеру. Но сто лет назад. Разве что старшее поколение
помнит. Из последних ролей самая значительная - Клавдий в "Гамлете". Остальное
- вторые и третьи роли.
Я вообще убежден, что актер не бывает счастливым. Он может быть удовлетворен
своей работой. Не больше. Я не фанат, у меня нет такого: дайте мне это сыграть,
дайте то. Но как любой артист, тщеславен и честолюбив. Поэтому, когда узнаю,
что меня нет в хорошей пьесе, в которой хотел бы сыграть, огорчаюсь. Проходит
время, и вдруг ловлю себя на мысли: а ведь хорошо, что я не занят в этом
спектакле, есть свободное время, возможность сниматься. Хотя... Без ложной
скромности скажу: и в театре, и в кино мог бы сделать значительно больше.
- Вы как-то заявили, что кинематографа сегодня нет. Тем не менее,
продолжаете активно сниматься. Наступаете на горло собственной песне?
- Нет того старого, настоящего кинематографа с хорошей экономической
основой, когда ему помогало государство, он приносил колоссальные доходы
стране, был прокат. Сегодняшние съемки 20 серий за 3 копейки нельзя назвать
искусством. Это чистый бизнес. Что сейчас показывает телевидение? Не "Вести", а
криминальные вести, не "Новости", а криминальные новости. То же самое с
фильмами: на всех каналах одни и те же лица, интерьеры, машины, события. А если
не те же, то очень похожие. Настоящее полнометражное кино сегодня делают
несколько человек, в частности Сергей Соловьев, у которого я недавно снялся в
картине "О любви". Ощущение было - как будто вернулся в наш старый
кинематограф. На павильоны, сделанные художником Ивановым, приходили любоваться
все режиссеры "Мосфильма". Павильоны такого качества, вкуса, эстетического
восприятия строили Тарковский, Бондарчук... Сейчас подобное - редкость. В
основном господствуют подделки. Я с пониманием отношусь к "Каменской","Ментам"... Но смотреть это не могу. Недавно Витя Раков попросил: "Александр
Викторович, выходит новый филм "Закон". Посмотрите, пожалуйста, хочется знать
ваше мнение". Спрашиваю: "А что за картина?" - "20 серий"... Конечно, я
посмотрю немного, чтобы понять, как работает мой товарищ. Но сам фильм меня не
интересует.
- Что вы скажете Вите Ракову, если картина не понравится?
- Да он сам все понимает и с трудом на такие вещи соглашается. Жить-то
как-то надо. Ужасно, если актера не узнают на улице, если зритель приходит в
театр и спрашивает, глядя на сцену: "Кто это?" В этот момент артист теряет
что-то очень важное.
- Во время нашей беседы здесь, в "ТРАМе", я сам убедился в том, что прохожие
узнают вас, здороваются. На вас ходит зритель... Словом, мне кажется, вы
лукавите, когда говорите, что если бы начали жизнь сначала, то ни за что не
стали бы актером.
- Не стал бы. А что хорошего дала мне профессия? Узнаваемость? Это
тщеславие.
- Неужели даже роль Ганжи не принесла дивидендов?
- Принесла. Были еще "Мой младший брат" по Аксенову, "Два билета на дневной
сеанс", "Одинокая женщина желает познакомиться", "Ты у меня одна", "Бедная
Саша". Вроде и фильмы популярные, и зрителя зацепили. Но снимался-то я
значительно больше. А среди картин нет такой, с которой бы ассоциировалось мое
имя. У Самойловой есть "Летят журавли", у Кузнецова - Сухов. А попросите вон
девушку назвать мои фильмы. Дай бог, один-два вспомнит. Ну, не взлетел я
высоко!..
- Хотя где сейчас Самойлова и Кузнецов и где - вы? Они сидят без работы, а
вас не уговорить на интервью - так заняты.
- Тут вы правы. Удивительно, как все изменилось в нашем мире! Раньше была
группа артистов - Крючков, Алейников, Борисов, Андреев, которые не могли не
сниматься. Сегодня средний режиссер, боясь приглашать высококлассного актера,
просит ассистента: "Найдите кого-нибудь, похожего на N..." Может, я ошибаюсь,
но у меня сложилось такое впечатление. Иначе почему не снимается Олег
Стриженов? Да, он изменился, у него теперь другое лицо, другая фактура. Но
этого актера поцеловал Бог. Он сделал такое в кино, что должен сниматься и
сниматься. А почему нет на экране Самойловой?! У нас забывают талантливых
людей. Нет настоящих агентств. Казалось бы, зачем Де Ниро или Дастину Хофману
агенты? Их и так все знают и приглашают. Однако именно агентство о них
заботится, оно продолжает подыскивать им работу. В России хорошие актеры в
возрасте - брошенные люди. Разве что режиссер увидит кого-то в телепередаче:"Ой, смотри, жив курилка! Да и выглядит хорошо, а ну-ка, вызовите его..."
Грустно.
- Это правда, что, когда вам не дали "Нику" за фильм "Ты у меня одна"...
- ...Я заплакал, да. Мне было чудовищно обидно... Нет, нет, не возражайте,
это была моя "Ника"! Точно! Другие номинанты были явно слабее... К сожалению,
иногда премии присуждаются необъективно. Потом, правда, я получил свое на "Кинотавре" - приз за лучшую главную роль и в этой картине, и в "Бедной Саше".
Для меня эти премии ничего, в сущности, не решают, зарплату в театре не прибавят. Но, во-первых, обидно, что хорошо сделанная тобой работа остается
незамеченной. А во-вторых, есть общественное мнение.
- Вот уж не поверю, что оно имеет для вас значение.
- Как создается это мнение, известно вам, мне. Людям, которые приходят в
театр, это неведомо. Поэтому, если в программке перед фамилией стоит
словосочетание "народный артист", зритель подсознательно начинает смотреть на
тебя другими глазами.
- Вам-то грех жаловаться. Зрители ведь любят артиста Збруева.
- Да нет этого! Тщеславие всe! Прошел мужчина, поздоровался со мной.
Приятно? Да. Не более. К сожалению, актерская специализация очень узкая. Мы все
находимся словно в танке. Вроде бы ты должен быть образованным человеком,
понимать музыку, живопись, литературу, хотя бы раз в три месяца бывать в
консерватории, в музее. А выясняется, сегодня это совсем необязательно. Теперь
главное - быть в нужное время в нужном месте.
- И умным актеру быть необязательно?
- О чем вы говорите?! Ум, может быть, даже мешает. Ведь думающий актер на
сцене и в жизни - это два абсолютно разных человека. Многие очень известные
люди не были умными, но при этом были суперталантливыми актерами.
- Сейчас у вас в Ленкоме осталось всего 3 спектакля?
- Не 3 спектакля, а 3 названия. "Мудрец", "Варвар и еретик" и "Шут
Балакирев". Ну и что?
- Может, ну их - театр, кино, все равно уже не приносят того удовлетворения,
что раньше? Ресторан ведь прокормит, а?
- Ресторан - тоже борьба, рынок. Там все настолько непредсказуемо...
- Не уверены в своих силах?
- А кто в бизнесе может быть уверен? Да я и не бизнесмен, а всего лишь
компаньон людей, открывших "ТРАМ". Помните, были рестораны "Планета Голливуд"?
Вы думаете, Шварценеггер или Ван Дамм вкладывали в них свои средства? Ничего
подобного! И я не вкладывал. Но как же осуждали меня товарищи, когда 6 лет
назад создавался наш ресторан! Какие обидные слова говорили! Тогда открытие
подобных заведений актерами было в нашей стране в диковинку. А сегодня многие
хотели бы быть на моем месте.
- Вы-то на своем месте еще один ресторан затеваете - в бывшем Домжуре.
- Просто опять оказался в нужное время в нужном месте с теми же людьми. А
что пишут журналисты? Что Збруев вложил куда-то 600 тысяч долларов, хочет всех
обмануть и заработать на этом состояние. Ужас!
- Отказ Янковского и Абдулова составить вам компанию в "ТРАМе" повлиял на
ваши отношения?
- Сначала да. Мы по-прежнему улыбались друг другу, но внутреннее состояние
сильно отличалось от внешнего. Актеры ведь прекрасно чувствуют это.
- Как же можно играть на сцене вместе с человеком, с которым у тебя плохие
отношения, которого не любишь, может, даже ненавидишь?
- Мы же играем роли. На сцене мы не просто Збруев и Янковский, а герои,
придуманные драматургом. Что же, я во время спектакля буду думать о том, что у
меня с Олегом испортились отношения? Просто было обидно, когда коллеги
подкалывали и задавали дурацкие вопросы типа: "Саш, а как у тебя в ресторане
делают котлеты?" Да не знаю я, как их делают! Потому что сам готовить не умею и
терпеть не могу возиться на кухне.
- Вы многие годы делите с Янковским одну гримерку. То, что он отказался
участвовать в "ТРАМе", наверное, сущий пустяк. Но как вы могли отказаться в его
пользу от Гамлета? Сами ведь говорили - ваши театральные роли можно сосчитать
на пальцах.
- Верно. И даже если б я плохо сыграл Гамлета, этот факт остался бы в
истории Ленкома. Все-таки мировой репертуар. Но... Я сыграл Клавдия. И, к
слову, на спектакль были всякие рецензии, а мою роль критики оценили хорошо.
Панфилов предложил Гамлета мне и попросил, чтобы я поговорил с Янковским по
поводу Клавдия. Но я же знал, что ни на что, кроме Гамлета, Олег не
согласится... Это был мой личный интерес - я хотел, чтобы этот режиссер
поставил этот спектакль в этом театре. В моем театре, где работаю 40 лет. В
Ленкоме ведь почти не осталось людей, которые пришли раньше меня. Может,
один-два человека.
- Не понимаю. Ну, не сыграл бы Янковский ничего в этом спектакле, подумаешь,
трагедия! А вы бы остались в истории Ленкома Гамлетом. Все-таки Панфилов видел
вас в этой роли!
- Как случилось, так и случилось. Есть еще много ролей, которые я не сыграл
и уже никогда не сыграю.
- А почему отказались от "Тихих омутов" Рязанова? Роль была не главная или
сценарий не понравился?
- Роль-то как раз была главная. Но черт его знает... Мне даже неприлично
говорить, что отказался сниматься у Рязанова. Ну, кто я такой? А он - один из
немногих оставшихся у нас классиков, которому я, была б моя воля, каждый год
давал бы возможность снимать столько, сколько хочет. Такие талантливые люди
должны постоянно работать.
Почему-то после съемок в "Бедной Саше" сценарий "Омутов" мне не приглянулся.
Казалось, роль абсолютно не моя.
- Вы режиссеру сказали об этом?
- Да. Мне даже удалось убедить его, что главный герой - это не я. Он,
конечно, пытался настоять, что именно я и могу сыграть, но я остался при своем
мнении и предложил попробовать Андрона Кончаловского или Сашу Абдулова. В
результате Саша и снялся.
- Зрители помнят показанный не так давно сериал "Курортный роман", в котором
вы снялись. Насколько я знаю, это ваш первый опыт участия в сериалах. Вам было
интересно?
- Меня не очень устраивало, что фильм будет показан в рамках сериала, потому
что снимался он как отдельное кино. Но сама роль интересная: герой -
шестидесятник, вокруг джаз. Сценарист Армен Ватьян придумал очень красивую
историю, без политики, без драк.
- А как вы вообще относитесь к сериалам?
- Мне очень много предлагают в них сниматься. Но я пока не решаюсь. Может,
пошел бы на это, если была бы какая-то суперинтересная роль. Но, если честно, я
немного боюсь этих сериалов. Там все-таки подход к кино совсем другой. Это и не
кино, и не театр, и не телевизионный спектакль. Это что-то среднее. Сегодня
сериал держится только за счет ритма, каких-то событий в каждой серии. Почти в
каждом сериале присутствует пошлость. И невозможно понять, почему: бывает, что
сериалы делают приличные режиссеры и актеры. Знаете, это похоже на очередь за
пивом. Подъезжает к ней человек на "Мерседесе", встает в эту очередь и
становится одним из этой очереди. И уже не важно, как он выглядит, во что одет.
Так же сериал. Это поток. Мне кажется, если бы это называлось, например, "многосерийный телевизионный фильм", то подсознательно человек к этому
относился бы иначе. И потом, все эти сериалы делаются больше не для искусства как такового, а для телевидения, которое за счет показа повышает свой рейтинг и
увеличивает стоимость рекламы. Таким образом, ТВ зарабатывает большие деньги на
этом буквально грошовом кино. А настоящее телевизионное кино мы уже потеряли.
Знаете, раньше про кино говорили: "Как в жизни". А сейчас про жизнь говорят:"Как в кино". В плохом кино.
- А вообще российское кино живо?
- Нет, его тоже нет. Есть режиссеры, есть талантливые люди, но как искусство
кинематограф не существует.
- Но разве не доказательство обратного многочисленные кинофестивали?
- Это просто доблесть людей, которые занимаются кино. Здесь и деньги тоже
имеют значение. Фильмы кочуют с одного фестиваля на другой. Но ведь это не
является показателем качества картин. Уровень их остается очень низким. Да,
появляются талантливые режиссеры. Мы сразу говорим: "Ох, какой он талантливый!"
Но все это уже было сделано Тарковским, Чухраем-старшим, причем очень сильно и
мощно. Поэтому ситуация с русским кино сегодня представляется грустной. Хотя
оптимисты говорят, что мы возродимся, но я так не думаю. Есть же страны, в
которых нет кинематографа.
- Но у нас он был...
- Был. Но погиб. Итальянский кинематограф тоже был одним из самых сильных.
Он ведь тоже погиб.
- Но они не признаются в этом...
- Не признаются. А мы что, признаемся? И мы не признаемся никогда, что мы
одна из самых слабых стран. Хотя потенциально мы очень сильны. И своим
государством, и своим богатством, и тем же кинематографом. Но из-за того, что
исторически прошло мощное разрушение, собрать эти кирпичи, я думаю, уже
невозможно. И потом, учиться надо на хорошем. А если в кино такой
посредственный, почти низкий уровень, то молодежь, которая на нем растет,
считает, что это и есть самое лучшее. Зритель сегодня вообще отучен от хорошего
кинематографа. Поэтому с таким наслаждением люди смотрят кино 50-х, 60-х годов.
- И потому же сейчас все больше и больше актеров пытаются сами снимать кино? Например, ваши коллеги Олег Янковский и Александр Абдулов. Как вы относитесь к
этим попыткам?
- Что касается картины "Приходи на меня посмотреть", то она изначально
задумывалась как телевизионная. Но поскольку в проекте задействованы громкие
имена, нашлись какие-то деньги и в итоге сделали большое кино. Мне лично
картина симпатична, и актеры хороши. В этом, безусловно, есть заслуга
режиссуры. Но все равно, это карманный кинематограф, очень камерный, такой
кинематограф малых форм.
- По-вашему, стоит совмещать актерскую и режиссерскую профессии? Судя по
последним нашумевшим попыткам такого рода, этот опыт во всех смыслах
отрицателен.
- Вы знаете, так часто встречаешься на площадке с немощными режиссерами, что
думаешь: "Господи, что это он такое тебе говорит? Я ему могу сейчас целую
лекцию на эту тему прочитать, как это нужно сыграть и что для этого нужно
сделать". Другая проблема - очень многие уже разучились снимать настоящее кино.
Когда мне предлагают какую-то роль, режиссер говорит: "Мы это сделаем совсем не
так, как это делают все. У нас есть свой подход. Мы учли все прошлые ошибки".
Потом смотришь отснятый материал и понимаешь, что этот новый подход уже с
новыми ошибками.
- И все-таки не все так плохо, если вы снимаетесь в кино. Расскажите о
последнем вашем фильме.
- "Северное сияние". В основе фильма - интеллигентная история. И снимал ее
интеллигентный режиссер Андрей Разенков. Его первая картина - "Тесты для
настоящих мужчин". Это - вторая. Работать с ним было интересно, потому что он
по сути, изнутри интеллигент. Сюжет фильма - история любви юной девушки и
мужчины, который по возрасту годится ей в отцы. История романтическая, чистая и
страстная.
- Говорят, если вам не нравится сценарий, вы даже скрываетесь от режиссера,
чтобы не соврать, но и не обидеть?
- А вы считаете, я должен прийти к нему и заявить, как это чудовищно? Это
все равно что сказать женщине: "Вы такая некрасивая!" Ее можно не просто
обидеть, но и убить. Я хочу оставаться деликатным человеком. Даже если мне
что-то не нравится, своего мнения никогда стараюсь не навязывать.
- При этом многие считают вас очень прямым, даже жестким человеком. Я тут
прочитала, как вы однажды читали мораль поклонницам...
- Как я выстроил девушек в шеренгу и попросил администратора не подпускать
их к театру на пушечный выстрел? Чушь собачья! История была неправильно
интерпретирована кем-то из журналистов. Максимум, что мог себе позволить -
сказать поклоннице, которая нагло вела себя: "Я вас очень прошу, не появляйтесь
здесь больше".
- Когда-то ведь они вас после каждого спектакля до дома провожали...
- Почему когда-то? И сейчас провожают.
- Недавно промелькнули сообщения, что Захаров начинает репетировать два
спектакля, что это за спектакли и что вы о них знаете?
- Один спектакль - это Островский "Последняя жертва", а другой Ануй "Эвредика".
- Артистов часто спрашивают, зачем они участвуют в антрепризах. Этот вопрос
у меня не возникает, у меня возникает вопрос, почему они не уходят из театра?
Ведь на зарплату в театре прожить невозможно. Это что инерция?
- Если честно я не могу понять, почему такой вопрос. Есть Вахтанговский
театр, есть артисты этого театра, есть целое поколение, которое получило
определенную школу.
Но, как мне кажется, было бы лучше один год проучиться в ГИТИСе, второй год
в Щукинском, третий год проучиться во МХАТе, а четвертый год отдать вольную
сцену. Сегодня все очень перемешалось, но есть определенные традиции. Они могут
нравиться, не нравиться, но они существуют, может быть где-то там, в
подсознании человека, актера. Это становиться его домом, а уходить из дома
всегда тяжело. Куда уходить, на вольные хлеба? Ну, будет антреприза, завтра еe
не будет. Хотя, работая с хорошим режиссером, актер очень освобождается от
навыков и штампов.
- Как вы относитесь к тому, что у нас теперь не одна киноакадемия, а две? И
позвали ли вас туда?
- Вы знаете, я совершенно не заклинен на этом, мне это абсолютно
безразлично. Для меня в принципе этого вопроса не существует. Мне присылают
фильмы от академии "Ника", я их смотрю, но у меня такое впечатление, что в этой
академии все актеры.
- А в другую академию вас пригласили?
- Нет, туда не пригласили, там вообще не очень много людей.
- А для вас вообще важны награды, звания, премии?
- Конечно, актер ведь тщеславный, честолюбивый человек. Актeр отдает, и он должен получать обратно.
- Кстати, а актерам вашего театра по карману пойти в ваш ресторан?
- Конечно, у нас для актеров скидки, у нас практически бесплатные обеды для
всех работников театра. Каждую неделю в нашем ресторане 140 пожилых людей
бесплатно питаются, им дарят подарки.
- Александр Викторович, в жизни вы всегда такой собранный, уверенный в себе
мужчина. В кино наоборот - ваши герои страдают и мучаются. Какой же вы на самом
деле?
- Мне трудно как-то себя определить. Наверное, я нахожусь в пограничном
состоянии - между романтикой и прагматикой. Хотя считается, что в моем возрасте
уже пора переходить на "оседлый" образ жизни. Но я еще, пожалуй, немного
порезвлюсь, прежде чем окончательно остепениться.
- Вы чего-нибудь в этой жизни боитесь?
- Думаю, что уже ничего. Хочется верить, что самое страшное осталось позади.
- Что вы имеете в виду?
- Смерть матери, например. Я в то время снимался в фильме "Опекун". Первый
раз в жизни играл комедию. Снимали в Ялте. Я молодой, красивый, знаменитый,
вокруг девочки, рестораны, белые пароходы. В разгар съемок приходит телеграмма:
срочно приезжайте, мама в больнице, состояние критическое. Мне эту телеграмму
не показали - в тот день должен был сниматься очень смешной эпизод. Я сыграл,
но вижу, что-то не так: какие-то другие лица у моих партнеров - Клары Лучко,
Георгия Вицина. Я спрашиваю: "Что случилось?.." В общем, директор не выдержал,
рассказал как есть. И добавил, что ехать я никуда не могу, поскольку завтра
съемка. Я, признаться, даже не понял, что он имел в виду. Ринулся в
Симферополь, оттуда в Москву. В этот день маму оперировали... Мать я тогда
потерял. И через пять дней вернулся на съемочную площадку - доигрывать комедию.
- Как вы отдыхаете?
- Отдыхать в общепринятом смысле слова - в футбол играть, в поход ходить - я
не умею. У артистов в известном смысле уникальная профессия - они постоянно
хотят работать. Для меня, например, лучший отдых - на следующий день после
трудного спектакля оказаться на съемочной площадке у хорошего режиссера. Еще я
очень люблю бродить по Москве - так, безо всякой цели. Слоняться. Люблю
разглядывать город, людей, сидеть где-нибудь на бульваре и думать о прекрасном.
- Нравится ли вам современная молодежь?
- Да, и я ужасно жалею, что я не молодежь - ведь вокруг так много
интересного. Особенно женщины. Они просто за пояс мужиков заткнули. Стильные
такие, раскованные. Вообще в нашей стране женщина бесконечно хороша.
- На что вы в первую очередь обращаете внимание, когда видите женщину?
- Есть мужчины, которые идут и, не отрываясь, смотрят на ножки. Мне ножки
тоже очень симпатичны, но позыв должен возникнуть от чего-то другого. Походка,
улыбка, поворот, слово, силуэт. Я, кстати, заметил, что при разной погоде, в
разных обстоятельствах женщины могут выглядеть очень по-разному. Сегодня, когда
светит солнце, она меня ни капельки не задела. А завтра, в дождь, я сойду от
нее с ума. Или наоборот.
- Как отличить любовь от влюбленности?
- Для того чтобы это понять, надо пожить с мое. Любовь - это когда без этого
нельзя совсем, а влюбленность - это когда еще можно. Если человек может
влюбляться, он жив, с ним все хорошо.
- Александр Викторович, а нельзя ли все-таки поговорить о Вашей семье?
- Нельзя категорически. Потому что ни о своей жене, ни о своей дочери я
рассказывать не люблю. Должно у артиста оставаться что-то свое, личное, не
доступное широкой публике. Мне очень не нравятся семейные портреты звезд - есть
в этом что-то ненатуральное.
|